Интенсивность сушки кускового торфа в штабелях по сравнению с сушкой этого же торфа до штабелевки понижается в среднем в 1,8 раза, сохраняя тем не менее довольно высокие положительные значения. Так, например, суточная интенсивность испарения воды из элеваторного торфа от расстила до штабелевки равна в среднем 1,4% к первоначальному содержанию воды в торфе, а суточная интенсивность сушки того же торфа в штабелях составляет в среднем 1,34% к содержанию воды в момент штабелевки. Это обстоятельство заставляет признать за штабелями две функции — досушку торфа и хранение его в виде компактных кладок, собранных в определенных местах полей сушки.
С укрупнением кладки интенсивность сушки торфа значительно снижается и в караванных укладках сходит почти на нет.
Основной вывод из опытов 1924 г. состоит в том, что при благоприятных погодных условиях (при относительной влажности воздуха не свыше 80%, температуре воздуха около 18° и осадках не свыше 65 мм за месяц) за 1,5 месяца хранения вполне возможно высушить торф, заштабелеванный с влажностью около 50%, до влажности около 20%.
Материалы опытов освещают вопрос сушки торфа в зависимости от формы и размера штабеля, указывая на следующие факты:
1) Сушка торфа в упрощенных штабелях идет медленнее, чем в обыкновенных, в среднем на 9,2%. В 1933 г. автором была опубликована работа, установившая, что сушка торфа в упрощенных штабелях ухудшается по сравнению с обычными при ширине основания упрощенного штабеля в 2,5 м на 9% и при ширине 3 м — на 27%. Данные, полученные при ширине упрощенных штабелей по низу в 2,5 м, т. е. дали полное совпадение с ранее опубликованными цифрами.
2) Снижение влажности в торфе при хранении его в полурамках идет медленнее, чем в штабелях, примерно, на 20% (по\ отдельным объектам 12,5 и 27,4%).
3) Сушка торфа в лентках идет то медленнее, то быстрее чем в штабелях. Так, в одном случае за 1,6 месяца хранения штабеля понизили свою влажность на 8,3% больше, чем лентки, в другом же случае — за 2,8 месяца интенсивность сушки торфа в лентках была на 4,7% выше, чем в штабелях.
Сравнение сушки торфа в лентках и полурамках показывает преимущество первых по интенсивности сушки в среднем на 22,5%.
Окараванивание торфа с помощью лотковых транспортеров практиковалось ряд лет на Шатурском гидроторфе. Каждый агрегат состоит из двух элементов пластинчатого транспортера длиной по 100 м, передвигающихся по полю стилки перпендикулярно к осевой линии каравана. Каждый транспортер опирается в головной и в конечной своих частях на гусеницы, а в промежутках между ними на опорные катки. Непрерывно поступательное движение передается транспортеру через систему рычагов и зубчаток штангой, идущей по всей длине транспортера.
Заброска торфа на транспортер производится вручную с расстановкой рабочих параллельно ходу транспортера из расчета:
а) при наличии на картах укладочных единиц — один грузчик на 3 лог. м длины транспортера,
б) при погрузке только из стадий сушки — один грузчик на 5 пог. м длины.
При работе двух спаренных элементов длиной по 100 м каждый, расстояние между осями караванов получается равным 220—440 м; увеличение длины окараванивания на 20—40 м происходит за счет подноски торфа. При этом способе окараванивания караван получается равным по высоте около 4,5 м при ширине по низу около 9—10 м и площади поперечного сечения около 21 мг .
Производительность лоткового транспортера, спаренного из двух элементов, составляет на гидроторфе при описанной схеме работ — до 450—600 т торфа за смену, а за сезон до 100 000 г. Лотковые транспортеры также могут быть применены для машинноформованного торфа, работая при этом в одно 100-метровос звено.
Tags: